Если ваш план — на год, сажайте рис.
Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья.
Если ваш план — на всю жизнь, учите детей.
Конфуций
(ок. 551 — 479 до н. э., древнекитайский мыслитель)

ЭССЕ

Мои первые шаги в профессии


Если ваш план — на год, сажайте рис.
Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья.
Если ваш план — на всю жизнь, учите детей.
Конфуций
(ок. 551 — 479 до н. э., древнекитайский мыслитель)

         Наша жизнь постоянно задаёт нам вопросы, на которые не сразу найдёшь верные ответы. «Кем быть? Куда пойти учиться?» - одни из немногих. И  здесь очень важно начальное условие.
          Дано
Мое желание поступить в педагогический университет родители восприняли спокойно: бабушка работала учителем иностранных языков, старшая сестра на тот момент заканчивала УрГПУ, поэтому профессия для семьи привычная.  Я всегда уважала своих наставников, со многими учителями и сейчас остаюсь в хороших отношениях. На церемонии вручения аттестатов моя учительница по физике Елена Юрьевна пригласила после учебы в университете разделить лаборантскую. На тот момент посмеялась и я, и родители. Лишь мои учителя нисколько не сомневались в том, что так и будет. И оказались правы, с той лишь разницей, что в родной город я не вернулась, а попыталась найти свое место в Екатеринбурге. За время учебы взгляды на работу учителя менялись всего два раза, но кардинально: до выхода на первую педагогическую практику я была уверена, что школа - не мое место, а после - я не видела себя ни в одной области, кроме педагогики.
          Найти
          И вот я несу свой красивый диплом в красных корочках на собеседование в 180 лицей. А если не возьмут, что делать? Запасных вариантов нет! Приняли.
      1 сентября - мой праздник. Он был моим 10 лет назад, остается моим и сейчас. Я встречаю своих  пятиклассников: интересно, кто из нас волнуется больше? Наверное, их родители, уже несколько раз я слышала перешептывания за спиной: «Такая молодая! Не справится». Восторг, сменился тревогой. Ведь теперь я учитель и на мне лежит ответственность за будущее моих учеников. Но во что бы то ни стало я докажу, что мой возраст – мое преимущество, и я обязательно справлюсь.
Решение.
           Действие первое – как учить?
       Первой год работы — это проверка на прочность, время разочарований, открытий и потрясений. Например, как оценить объективно знания ученика, как отнестись к тому, что весь класс не выполнил домашнее задание, что делать, если  за контрольную у половины учеников  «двойки»… Когда становилось совсем тяжело и казалось, что решения нет, я вспоминала своего классного руководителя учителя русского языка и литературы Ольгу Георгиевну. Так совпало, что такого важного для меня человека не стало в тот день, когда я защитила диплом и фактически стала учителем. Но слова и советы навсегда отпечатались в памяти и приходят на помощь в нужный момент. И только с позиции учителя становится ясно, каким мудрым человеком была Ольга Георгиевна. Увлекательные игровые моменты на её уроках, проблемные ситуации, дискуссии, самостоятельный поиск, приносящий радость открытия… Сегодня, сравнивая себя со своей любимой учительницей спрашиваю: а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других,  что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание с тем, что хотят и видят во мне другие?
     А ещё постоянные подсказки подкидывают сами дети, их открытость, чуткость и непосредственность. Им удается одной улыбкой или неожиданным вопросом изменить весь ход урока, так тщательно спланированного. И, конечно, ничто так не окрыляет, как успех твоих учеников! Моментально появляется желание творить, учить, делиться своим опытом.  Так вместе с моими учениками на областном фестивале робототехники «Открывая будущее», мы продемонстрировали возможности  конструирования на уроках физики.
           Действие второе – чему учить?
   Вначале многостраничный документ Федерального государственного стандарта вводил меня, мягко говоря, в замешательство и вызывал больше вопросов, чем давал ответов. Хотелось найти в нем четкое руководство к действию, но постепенно пришло понимание того, что это не инструкция по применению, а пространство для деятельности, наделяющее учителя свободами в выборе методов, технологий и средств обучения. «Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение», – писал И. Гёте. Вот поэтому на уроке я стараюсь раздвинуть границы предмета «физика», предлагаю своим ученикам жизненные ситуации. Для меня важно, чтобы они видели проблему, могли найти решение и отвечали за сделанный выбор. Вместе мы моделируем, рассуждаем, рассматриваем разные точки зрения, доказываем правильность суждений. Путём проб и ошибок, поиска различных вариантов, прогнозирования результата приходит осознание и понимание необходимости собственной деятельности. Наш принцип: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Всё как в жизни. Так у ребят появляется мотив «зачем» и «для чего» нужна физика, пробуждается интерес к предмету. Стремясь к совершенству в работе, открываю новые горизонты любимого дела для себя и для своих учеников. Надеюсь, что жизненные уроки физики помогут им найти свой путь, достойно решить возникшие проблемы и принять правильное решение в будущем.
          Действие третье – как всё успеть?
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями: приятными и не очень, встречами - интересными и скучными, замечаниями - моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями. У меня насыщенная жизнь благодаря моей профессии. Лицей – это место, где надо спешить, где всегда надо что-то успеть: больше сделать, большему научить и  большему научиться. Я заметила, что привычка торопиться вошла в мою жизнь. А это значит – быть чуть-чуть впереди.
       Лишь спустя год сомнений понимаю, я на своем месте. В нашем лицее - огромный простор для педагогической фантазии и возможности для реализации своих задумок. По итогам прошлого года я стала победителем конкурсного отбора среди учащихся и учителей лицея «180 имен». Хочется верить, что это заслуженно.
           Ответ.
      Интересно наблюдать, как меняются характеры моих первых учеников, строятся их взаимоотношения. Растут мои ученики, расту и я! Нет, не становлюсь старше, а именно расту – профессионально, творчески. И постоянно ищу ответы на самые разные вопросы: «Тот ли материал я подобрала  для урока?», «Те ли вопросы задала?», «Заслуженно ли я поставила  эту оценку?»… И мне это нравится! Ведь я – учитель, и не знаю, как «научно правильно» было бы поступить в той или иной ситуации, но это незнание, вопрос, возникший «здесь и сейчас», заставляет меня искать ответ. И я буду его искать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий