Если ваш план — на год, сажайте рис.
Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья.
Если ваш план — на всю жизнь, учите детей.
Конфуций
(ок. 551 — 479 до н. э., древнекитайский мыслитель)

Внеклассное мероприятие "История древнего человека на Урале"

Сценарий внеклассного мероприятия 
"История древнего человека на Урале"


Цель:

  • расширение кругозора обучающихся;
  • формирование сплоченного классного коллектива;
  • популяризация здорового образа жизни и активного отдыха среди обучающихся;
  • популяризация и привлечение обучающихся к изучению стоянок древнего человека на Урале.
Место проведения: скала Северская писаница.
Маршрут следования: 
  • станция метро "Ботаническая" до станции метро "Уральская";
  • от станции метро "Уральская" до ж/д вокзала;
  • от ж/д вокзала до станции "Северка";
  • от станции "Северка" до скалы Северская писаница
GPS координаты скалы N 56º 53.008´; E 60º 20.229

Подготовка к мероприятию: 
за неделю до мероприятия изучение маршрута следования, местности; приглашение родителей;
за день до мероприятия распределение обязанностей по общему грузу, продуктам питания.

Программа мероприятия:
7:30 встреча у станции метро "Ботаническая";
8:00 прибытие на железнодорожный вокзал;
8:17 отправление со станции "Свердловск-сортировочный";
8:45 прибытие на станцию "Северка";
8:45 - 9:25 пеший ход до места стоянки;
9:25 - 10:00 подготовка лагеря (разведение костра, формирование стола, чаепитие);
10:00 - 11:00 экскурсия на Северскую писаницу;
11:00 - 11:30 приготовление походного обеда на костре;
11:30 - 11:50 отдых, обсуждение экскурсии;
11:50 - 13:20 подвижные игры;
13:20 - 13:40 уборка территории;
13:40 выход к станции "Северка
14:27 отправление со станции "Северка"
15:00 прибытие на станцию "Свердловск- сортировочный"
15:30 прибытие на станцию метро "Ботаническая"


Экскурсия на Северскую писаницу:
Уральские писаницы - это древние  памятники наскальной культуры, история которой насчитывает 5 тыс. лет. На сегодняшний день на Урале отмечено около 90 мест с древними рисунками. Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Уфа, Исеть, Ирбит, Юрюзань, Шитовской исток - вот неполный список рек, в долинах которых можно увидеть произведения, оставленные далекими предками. Некоторые памятники представлены одним-двумя рисунками, другие содержат группы рисунков, которые образуют целые картины жизни человек того времени.
Сейчас мы находимся в долине реки Исеть, недалеко от станции "Северка". Именно здесь расположена одна из наиболее сохранившихся писаниц, которая носит название Северской по месту нахождения.
Расположена скала на вершине северного отрога горы Медвежка и носит характер скалы-останца - массив горной породы, оставшейся после разрушения менее устойчивой породы к факторам окружающей среды: выветриванию, вымыванию и др.
Относятся эти рисунки к эпохе неолита (VI-IV тыс. до н.э). 
Писаницы наносились на вертикальные поверхности скал, защищенные от осадков, или под навесом. Стараясь усилить яркость рисунка, древний художник выбирал более светлые участки скальной поверхности. Само изображения он наносил пальцами, такой вывод можно сделать по ширине линей 1-3 см. Влага стекавшая тысячелетия по скалам создала тонкий  известковый налет, благодаря которому эти удивительные произведения смогли сохраниться. При создании живописи человек использовал естественные краски, например смешение природных пигментов (охра) с водой, кровью или жиром животных.
Открыли этот памятник учитель В.Н. Прониным с учениками в 1985 году, благодаря тому, что открытие состоялось так поздно, рисунки лучше сохранились.
Для того, чтобы сами рисунки были хорошо видны мы сбрызнем их водой.
Всего на Северской писанице выделяют 5 групп изображений. Мы рассмотрим 3 группу, так как благодаря тому, что она находится под козырьком рисунки хорошо сохранились. Мы можем увидеть изображение копытного животного, предположительно лося, поверх которого нанесена сетка, то есть человек изобразил сцену охоты. Правее так же сцена охоты, но на птицу, ведь мы с вами находимсы вблизи заболоченной местности, где утки распространены. Нарисованы "утки" в виде четких геометрических линий, поэтому утка похожа на квадрат. Одну из уток пересекает прямая линия, человек хотел показать, что в птицу попали стрелой. А вот и сами охотник, так называемые антропоморфные изображения. Если судить по степени яркости и сохранности краски отдельных фигур, можно сделать вывод, что Северская писаница наносилась не в один момент и является комплексом изображений разного времени. 
В VII-IX веках на этом месте была каменоломня, поэтому мы видим некоторые камни, над которыми потрудился не такой уж древний человек. Как первоначально выглядела скала сейчас остается только догадываться, так как каменоломня навсегда и необратимо изменила ее вид.

Сейчас мы с вами тоже займемся живописью и попробуем через рисунок передать нашим последователям некоторые сцены нашей жизни. А так же попробуем нарисовать утку, лося или человека, так, как это делал древний человек.

Подвижные игры:
     1. "Здравствуйте" 
    Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. 

    2. "Хитрая лиса"
    На одной стороне площадки  проводится линия — «Дом лисы». Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.
Педагог  предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором:
«Хитрая лиса где ты?». При этом все играющие смотрят на друг друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят:
«Хитрая лиса,  где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину  круга, поднимает руку и  говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того как  лиса поймает 2-3 человек, учитель говорит: «В круг!».
    3. "Сиамские близнецы"
Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева, — только левая. Вместе они и есть сиамский близнец.
Ведущий дает задание, и «сиамскому близнецу» надо выполнить это задание (завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, свернуть бумажный самолетик и др.).

4. "Жмурки эскимосские"
Водящему завязывают глаза, на руки надевают толстые варежки. Игроки по очереди подходят к водящему, а он должен определить, кто перед ним.






Комментариев нет:

Отправить комментарий